Опубликована статья в соавторстве Ильи Лифшица «Имплементация Парижского соглашения по климату в правовых системах государств — участников ЕАЭС»

«Имплементация Парижского соглашения по климату в правовых системах государств — участников ЕАЭС»

В томе 77 выпуске № 1, 2024 журнала «Lex russica» опубликована совместная статья Старшего партнера Адвокатского бюро «ЭДАС» Ильи Лифшица, Анаит Смбатян, Марианны Салия «Имплементация Парижского соглашения по климату в правовых системах государств — участников ЕАЭС».

В статье анализируется применение Парижского соглашения по климату государствами – членами ЕАЭС.

Парижское соглашение по климату предусматривает принятие государствами-участниками обязательств, которые данный договор закрепляет как «определяемые на национальном уровне вклады» (ОНУВ). Цель этих обязательств — сократить выбросы парниковых газов и удержать прирост глобальной температуры значительно ниже 2 °C по сравнению с доиндустриальным уровнем. Данный механизм имеет ряд правовых особенностей: во-первых, каждое государство устанавливает ОНУВ самостоятельно, сообщает о них Конференции сторон Рамочной конвенции об изменении климата ООН (РКИК ООН), действующей в качестве совещания сторон Парижского соглашения, и регистрирует их в Секретариате. С этого момента возникает новое международно-правовое обязательство государства по реализации ОНУВ. Во-вторых, ОНУВ можно изменять, но только в сторону большей «амбициозности», то есть повысив целевые показатели по ограничению выбросов парниковых газов. В-третьих, Парижское соглашение не требует согласовывать национальные меры с остальными участниками договора — каждый участник Парижского соглашения представляет ОНУВ, который определяет объем собственных обязательств без участия других государств, в отличие от механизма, предусмотренного в ГАТТ и ГАТС, где государства — члены ВТО обязаны согласовывать свои национальные меры с остальными участниками (Goods schedule / Services schedule). В-четвертых, механизм контроля предусматривает первый этап подведения итогов в 2023 г., когда будет дана оценка хода достижения целей Парижского соглашения.

Сравнительный анализ ОНУВ государств — членов ЕАЭС, все из которых являются участниками Парижского соглашения, позволяет сделать несколько обобщений. Республика Казахстан и Российская Федерация заявили о достижении углеродной нейтральности к 2060 г., остальные государства — к 2050 г., часть государств (Республика Беларусь, Кыргызская Республика, Республика Казахстан) установили два целевых показателя выполнения ОНУВ: условный (достижение показателя при наличии международной финансовой поддержки и доступа к современным технологиям) и безусловный (достижение показателя за счет собственных средств). Уровень развития правовой базы для реализации ОНУВ Республики Армения, Республики Беларусь и Кыргызской Республики уступают уровню Российской Федерации и Республики Казахстан в части ограничения выбросов парниковых газов, оборота углеродных единиц и налогообложения углеродных выбросов (введение углеродного налога). На уровне ЕАЭС государства-члены приняли дорожную карту по климатической повестке, предстоит большая работа по разработке нормативно-правовой базы.

Более подробно с публикацией и журналом в целом можно ознакомиться на сайте журнала.

Другие материалы

Опубликована статья Ильи Лифшица и Давида Кицмаришвили «Интегрируя интеграцию: решения Суда Евразийского экономического союза в правопорядке Российской Федерации»

Опубликована статья в соавторстве Ильи Лифшица «Имплементация Парижского соглашения по климату в правовых системах государств — участников ЕАЭС»

Опубликована статья Ильи Лифшица, Анастасии Шаталовой и Надежды Бакатиной «Уголовная ответственность за нарушение требований промышленной безопасности опасных производственных объектов: расширение круга ответственных лиц»